ОПЯТЬ ЭТОТ ОНЛАЙН
Вымышленные музыканты: они выпускают реальные альбомы и даже попадают в чарты
Главной особенностью человеческого мышления считают способность творить. Может ли кто-то, кроме человека, создать уникальное — отдельная тема для дискуссии. Однако уже много веков с реальными художниками соседствуют вымышленные или виртуальные авторы.
Вымышленная поэтесса начала XX века Черубина де Габриак «перевела» цикл стихотворений «Домик под грушевым деревом» китайского философа Ли Сян Цзы — тоже вымышленного. Виртуальный композитор Клаус Хармони сочинял музыку для порнофильмов, будучи сам творением реального английского композитора Мэттью Стрэкана.

С развитием интернета список виртуальных писателей, художников и музыкантов только расширился, а вымышленные персонажи обрели влияние. Сегодня они — культурные герои, ведут соцсети и выпускают автобиографии, с ними общаются и вступают в брак. Виртуальность окончательно перестала быть преградой для самореализации и признания.
Самая коммерчески успешная мистификация: Gorillaz
Группа Gorillaz появилась в 1998 году стараниями музыканта Деймона Албарна и художника-комиксиста Джейми Хьюлетта. Погрузившись в визуальный мир MTV, Албарн и Хьюлетт решили собрать коллектив из нарисованных персонажей.

К моменту выхода дебютного альбома «Gorillaz» в 2001 году четверо вымышленных участников обзавелись биографиями, достойных мемуаров. В них есть ограбления музыкальных магазинов, опасные травмы после автомобильных аварий, продажа души Сатане, одержимость демонами и многое другое. Лор группы рос, а новые подробности раскрывались через анимационные клипы, короткометражки, интервью и официальный сайт. Затем вышла книга «Rise of the Ogre», которая подробно раскрывает личные истории каждого вымышленного участника.

Однако увлекательный сторителлинг и узнаваемый стиль персонажей вряд ли бы принесли группе место в Книге рекордов Гиннеса как самому успешному виртуальному коллективу, если бы Gorillaz не выпускали вполне реальные альбомы, которые разлетались миллионными тиражами. Большую часть музыки записывал сам Деймон Албарн, а вот в качестве гостевых артистов за всю историю группы привлекали вполне реальных музыкантов, среди которых De La Soul, Snoop Dogg, Мик Джонс из The Clash и Лу Рид.

Успех первого альбома Gorillaz закрепили туром в его поддержку. Это потребовало от Албарна определенной технической изобретательности — нарисованной группе необходимо было настоящее шоу и «живой» звук.

Альбомы и концерты — не единственные точки соприкосновения Gorillaz с их реальной аудиторией. Группа неоднократно давала интервью и устраивала встречи с поклонниками (например, в онлайн-игре Habbo Hotel в 2007 году), а некоторые участники могли рассказать о себе через микстейпы. Вот здесь, например, феминистский микстейп-манифест Нудл.

Метал, угар и мульт-мистификация: Dethklok
Сложно представить увлечение тяжелой музыкой без знакомства с группой Dethklok. Мультсериал «Metalocalypse», стартовавший в 2006 году, полон черного юмора, неполиткорректных шуток, неприкрытого употребления алкоголя и веществ потяжелее, но главное, метала. Одним сериал полюбился за тестостероновую эстетику брутальной музыки, другим — за то же самое и безжалостный стеб над всем, чего бы создатели ни коснулись.

Проект зародился благодаря творческому союзу американского актера, комика и музыканта Брэндона Смолла и сценариста Томми Блача в период, когда оба активно посещали метал-концерты. Они пришли к мысли, что ниша развлекательного медиа о тяжелой музыке напрасно пустует. Жизнь рок-групп освещалась таким образом и ранее, фильм «Это — Spinal Tap!» вышел еще в 80-х. Однако Смолл и Блача пошли дальше уже привычного, неактуального в массовой культуре образа рок-звезд и собрали самую тяжелую и брутальную группу на планете.

Мир «Metalocalypse» — полноценная вселенная, где есть и тайная правительственная организация, и секты, и другие музыкальные коллективы. Однако именно Dethklok занимают особое место не только потому, что их доходы в этом мире исчисляются миллиардами долларов, но и потому что колорит состава на пределе возможного. При этом музыку группа играет очень даже «настоящую» и действительно тяжелую.

Dethklok выпустили четыре альбома, куда вошли композиции из мультсериала и рок-оперы «The Doomstar Requiem». Все песни записывал сам Брэндон Смолл при участии приглашенных музыкантов. В таком же составе Dethklok дают концерты, хоть и менее экстремальные, нежели в мультсериале.

И снова метал, но комиксы: Belzebubs
Еще одна вымышленная группа, играющая тяжелую музыку, начала карьеру сравнительно недавно. Финский художник Юсси-Пекка Ахонен с 2016 года занимается веб-комиксом «Belzebubs» о повседневных трудностях и заботах блэк-металистов. Несмотря на остроту темы, оккультными и дьяволопоклонническими атрибутами, комикс подает ее с юмором и чем-то напоминает работы Лисе Мюре о Неми.
Согласно лору, группа Belzebubs существует с 2002 года, а дебютный релиз выпустила четыре года спустя. Однако записи считают утраченными или эксклюзивными — возможность послушать два трека группы появилась только в 2018 году. Затем последовал полноформатный альбом «Pantheon of the Nightside Gods», раскрывший потенциал Belzebubs нешуточным, жестким, но мелодичным блэк-металом.

На данный момент выпущено уже несколько клипов, а в будущем планируется виртуальный гиг с технологией полного обзора, также полностью созданный силами художников и аниматоров.

Виртуальная k-pop мистификация: K/DA
Герлз-бэнд K/DA часто называют виртуальной k-pop группой. Возникла она как проект американской компании Riot Games, которая занимается разработкой игр и организацией киберспортивных мероприятий. Тренды современной корейской волны сложно не распознать: энергичное, танцевальное звучание, красочные клипы и обилие фансервиса.
Для участниц K/DA музыка — не единственная сфера занятий. Все они персонажи игры League of Legends, разработанной также Riot Games. К моменту дебюта на Чемпионате мира по League of Legends в 2018 году каждая участница успела обзавестись фан-базой. Выступление прошло с помощью технологии дополненной реальности, а песня «Pop/Stars» достигла первой строчки в чарте Billboard.

Решение создать виртуальную группу Riot Games объяснили желанием упрочнить связь между игровой индустрией и музыкой. Когда всё стремится к культурной конвергенции, это способ не только привлечь новую аудиторию, но и не давать старым поклонникам заскучать.
В целом, виртуальные группы — это удобное поле для игры в необычные и экстремальные амплуа, способ сочетать хорошую музыку с фантастическими историями и возможность поиронизировать над клише. Интересно поразмышлять над тем, что же на самом деле значит виртуальность сегодня, в эпоху галопирующего развития технологий, и что более реально: CGI-девушка, посылающая благодарности поклонникам с помощью видео, или какой-нибудь найденный в глубинах Bandcamp малазийский one-man-band, чьих фотографий никто никогда не видел?

Будущее виртуальных исполнителей обещает быть только интереснее — спасибо технологиям виртуальной реальности и развитию анимации. Быть может, в скором времени виртуальное «перерождение» получит кто-то, кого нам уже не суждено услышать «живьем»? Начало этому положено: в 2014 году на церемонии Billboard Music Awards состоялось голографическое выступление Майкла Джексона. Или, может, возможности искусственного интеллекта позволят таким исполнителям писать музыку, не прибегая к непосредственному участию живых музыкантов? В любом случае, будет о чем рассказать.
21-04-21
Автор: Йохан Соннов
Фотографии: Gorillaz, Dethklok,
Belzebubs, Riot Games
Это тоже про онлайн