ОПЯТЬ ЭТОТ ОНЛАЙН
Зачем нужны концерты в Fortnite, TikTok и Minecraft? Давайте разберемся
Пандемия заставила общество прийти к цифровизации. Онлайн, еще вчера казавшийся ненадежным, стал спасительным ковчегом. Запрыгивать на борт пришлось и отрасли развлечений, оставшейся без доходов. T&S решил ответить на вопрос: станут ли технологические достижения эпохи коронавируса повседневностью? Разобраться в этом нам помогла Sybil Montet — VFX-художница, которая работала с Travis Scott.
Влияние пандемии
Музыкальная индустрия оказалась под ударом раньше всех — в марте Forbes прогнозировал $ 5 млрд убытков. В мае реальная сумма выросла до $ 10 млрд — исследования показали стагнацию на 80% по сравнению с прошлым годом.

Годовой оборот отрасли складывается из двух факторов: живые выступления и запись музыки. 75% дохода артисты получают от концертов. Остальные 25% — от прослушиваний на стриминговых сервисах, скачиваниям, физической реализации и продажи лицензий для фильмов, игр, ТВ и рекламы.

Первую половину 2020 года музыканты встретили в шоковом состоянии. Живые выступления попали под запрет, а офлайн-продажи упали на треть. Даже количество цифровых прослушиваний снизилось на 11% — пользователи стали оформлять меньше подписок на стриминговые сервисы из-за падения доходов. В порыве всеобщей паники артисты отложили релизы новой музыки до лучших времен.

Но есть люди, принявшие наибольший удар — профессиональные работники отрасли. Без денег оказались промоутеры, инженеры, гострайтеры, композиторы, менеджеры и многие другие. По данным LIVE в одной только Англии общее количество потерянных рабочих мест составит 170 тыс. мест к январю 2021 года — две-трети рабочей силы.
Борьба с кризисом
Пандемия показала важность солидарности. Universal Music Group, Live Nation Entertainment, Spotify, Amazon Music, TIDAL, YouTube Music и другие медиагиганты жертвовали значительные суммы в благотворительные фонды.

Новшеством стало введение на стриминговых площадках механизмов, позволяющих пользователям делать взносы. В марте Bandcamp объявил, что временно перестает брать проценты за прослушивания — ранее сервис взимал 15%. Акция позволила за один день продать музыки и мерча на $ 4,3 млн — все деньги ушли музыкантам.

Позже на кризис начал реагировать правительственный сектор. По всему миру были разработаны пакеты помощи для разных отраслей.
В России ситуация оказалась тревожнее: эстрада никогда не
получала денег от государства и не получила во время пандемии — пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что власти не планируют поддерживать артистов.

Певец Валерий Меладзе даже призвал артистов бойкотировать новогодние программы на федеральных каналах из-за запрета концертов на праздниках.

От заработков музыкантов зависят их команды — многие оказались сокращены. По данным Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций (КТиБО), в отечественной индустрии занято более 600 тыс. человек. Эта сторона отрасли обычно незаметна, но без таких специалистов ее существование невозможно.

Если государственные театры и концертные площадки продолжают платить деньги сотрудникам, то независимым исполнителям и бизнесам приходится справляться самим. КТиБО опубликовала прямой убыток на сегодня — 13 млрд рублей, и это далеко не предел. Но, как показывают реалии России, значительную помощь принесла самоорганизация, а именно онлайн-инициативы.

Лейбл Warner Music Russia начал реализовывать масштабные маркетинговые кампании в интернете. Их балконный челлендж #плачунатехно получил широкий отклик, а #UnoVisionChallenge стал, возможно, самой масштабной музыкальной акцией в мире.

Агентство Doing Great Agency запустило онлайн-клуб «Stay» с продажами билетов на онлайн-выступления. Похожую активность организовал фестиваль «Боль», начав проводить цифровые марафоны. Агентство e: mg представило диджитал-площадку «Live Systema» с домашними и камерными концертами.

Онлайн-выступления давно практикуют за рубежом: еще в 2009 году Берлинский филармонический оркестр представил ресурс, предлагающий записи концертов и эксклюзивные материалы — документальные фильмы и музыку. Причиной стало падение продаж на физических носителях.

Главные виртуальные шоу карантина
Первые месяцы шока от внезапного кризиса прошли, индустрия начала подстраиваться под новые реалии. Итогом стали онлайн-выступления, созданные с помощью новых технологий для миллионов слушателей.
Кто был первым
Первым в онлайн ушел шведский артист Дженс Лекман, исполняющий гитарный поп. Он начал проводить индивидуальные концерты в Skype: случайно выбранный из списка фанат имел возможность послушать один желаемый трек лично от исполнителя. После исполнения песни Дженс переходил к следующему зрителю.

В России дорогу проложила группа «Би-2», дав большой концерт для 2,5 млн пользователей на видеостриминговом сервисе Okko. Первым музыкальным онлайн-фестивалем в стране стал VK Fest 2020. Эстафету продолжили МТС. Live, «Яндекс.Эфир» и многие другие.

Кирилл Рихтер, 100 gecs, Charlie XCX — Minecraft
19 апреля среди блоков Minecraft состоялся концерт российского неоклассического музыканта Кирилла Рихтера. Артисты давно освоились в этой компьютерной игре: здесь много лет проводится виртуальная версия фестиваля Coachella.

Через пять дней после неоклассики пространство Minecraft разорвали электронные хулиганы 100 gecs, поп-дива Charlie XCX и эпатажный рэпер Tommy Cash — это был фестиваль Square Garden. Вместо сцены — парящее дерево, напоминающее Оматикаю, дом для народа На'ви из фильма «Аватар». Выступления не были живыми, но артисты общались с фанатами через чаты. Вырученные с фестиваля деньги ушли благотворительному фонду Feeding America.

Square Garden популяризировал Minecraft как площадку для артистов. Легенды американского инди American Football позже организовали здесь фестиваль Nether Meant. Pussy Riot и Idles стали хедлайнерами Block By Block West. Оба мероприятия — благотворительные. Игра дала возможность создавать интерактивные виртуальные мероприятия с минимальными затратами.

Yung Lean — Youtube
К середине весны 2020 года всеобщая миграция в онлайн окончательно состоялась — интернет накрыло волной однотипных трансляций в YouTube и Instagram. Стало очевидно, что пора начинать борьбу за скучающего зрителя. 2 апреля игру перевернул шведский рэпер Yung Lean.

Артист привлек внимание одним анонсом — трансляция должна была пройти в грузовике. По факту зритель получил 40 минут скандинавского артхауса: пустынный порт, танкер на фоне и грузовик по центру. Под тентом багажника — импровизированная сцена в духе «Твин Пикса». Запись концерта посмотрели более 500 тыс. раз — отличный результат для сорокаминутного видео в эпоху клипового мышления.

Travis Scott — Fortnite
Звание самого яркого музыкального события карантина по праву принадлежит Travis Scott, который устроил концерт в игре Fortnite.

Ажиотаж начался за несколько дней до мероприятия. Игроки наблюдали строительство сцены в окружении левитирующих золотых голов Трэвиса. После начала трансляции пространство Fortnite было отдано под 15-минутное шоу, атаковавшее зрителей психоделическим визуалом: рэпер размером с Годзиллу, погружение под воду и путешествие по планетам.

Руководство Fortnite не ограничилось одним концертом и отправило виртуальную копию артиста в тур по мировым серверам. Всего мероприятие посмотрело 45.8 млн человек, а запись на YouTube набрала 125 млн просмотров. Twitch отчитался о 2.3 млн зрителей в первую минуту трансляции. Трек «THE SCOTTS», представленный на концерте, дебютировал на первой строчке чарта Billboard HOT 100.

За игровые выступления музыканты зарабатывают от $ 50,000 до $ 350,000. Travis Scott мог вполне рассчитывать на половину миллиона. Коллаборация Travis Scott и Fortnite вернула индустрии широкий интерес к работе с играми и другими интерактивными площадками. Концерт стал популярнее любого ТВ-шоу, обогатив причастных. И хотя после выступления спрос на VFX (визуальные эффекты — T&S) среди музыкантов повысился — интерактив Трэвиса не был первым по технологическим новшествам.

The Weeknd — TikTok
Для фирм, занимающихся визуальными эффектами, мероприятие Трэвиса — прошедшая история. «Шоу Travis Scott фактически показало много похожего на некоторые из наших ранних экспериментов», говорит Адам Арриго, руководитель стриминговой платформы Wave. Он добавляет, что проект развивается ради новых сумасшедших виртуальных шоу. Слова Адама подтверждены делом: во время прошлогоднего концерта дабстеп-продюсера Kill the Noise, зрители должны были победить гигантского демона, чтобы действие могло продолжаться.

Главная работа Wave — концерт певца The Weeknd в тик-токе, чья композиция «Blinding Lights» достигла первых строчек чартов в более 30 странах.

Выступление собрало 2 млн зрителей. Примечательно, что из-за наплыва желающих увидеть шоу, начались технические проблемы в работе приложения. Например, сервера тик-тока не выдержали, когда 200 тыс зрителей голосовали, нужно ли The Weeknd лизнуть виртуальную лягушку.

И хотя шоу не было полностью интерактивным — взаимодействие пользователей с музыкантом ограничивалось голосованием и чатом — визуально концерт The Weeknd обошел Трэвиса. Кроме того, зрители имели возможность пожертвовать деньги в фонд Equal Justice Initiative, борющийся с расизмом и социальным неравенством — собранные $ 350,000 были удвоены тик-током по собственной инициативе.

Пандемия закончится. Что будет потом?
Ответить на этот вопрос нам помогла Sybil Montet — VFX-художница. Посмотреть ее работы можно в Instagram и на сайте.

«Поначалу я работала монтажером в крупной пост-продакшн-компании в Париже, параллельно изучая CGI. Я очарована этим средством, позволяющим воплотить в жизнь всё, что угодно. У вас нет границ для раскрытия творческого потенциала — с помощью CGI можно рассказать любую историю через дополненную реальность и голограммы, а также выйти за рамки виртуального в физический мир благодаря 3D-печати, создавая огромные скульптуры. Мои рабочие инструменты — это программы для производства трехмерной графики Cinema 4D, X-Particles и Octane Render».

Джон Кэннинг, исполнительный продюсер VFX-студии Digital Domain, на полном серьезе рассматривает вариант перенести рок-шоу Pink Floyd и Kiss в виртуальное пространство. С актуальными технологиями артисты могут разработать цифровые воплощения себя, выходящие за рамки жизни — в диджитале нет границ.
«CGI изменило понятие «живого» выступления. Искусственная версия музыканта все еще остается музыкантом, пока есть наблюдающие и взаимодействующие зрители. Компьютерная графика — способ заново изобретать личность и образ артиста с каждым новым проектом или идеей.»
«Опять же, CGI — понятие безграничного творчества. В творческих кругах это было ясно давно, но сейчас использование графики стало мейнстримом, что очень хорошо».

Виртуальный мир предлагает разновидность бессмертия. Питер Мартин, генеральный директор креативного агентства V.A.L.I.S. Studio, видит потенциал в цифровом «воскрешении» ушедших звезд и «омоложении» живых легенд. В крайнем фильме Мартина Скорсезе «Ирландец» актеры Роберт Де Ниро, Аль Пачино и Джо Пеши сбросили несколько десятков лет с помощью CGI. «Представьте себе, что вы идёте на концерт «Rolling Stones 1972 года», — рассказывает Питер. «Шоу Боба Марли, Марвин Гей: вот такие концепции мы обсуждаем».

Студия Intel готовится оцифровать ведущих мировых звезд технологией объемного видео. Фокус в том, чтобы снимать выступления под куполом на 930 м², оснащенным сотнями камер. Это позволит зрителям беспрепятственно перемещаться по 3D-пространству в реальном времени. «Мы дадим почувствовать себя частью выступления без физического присутствия», — говорит Роджерс.

Более простой вариант уже предлагает проект Melody VR, фиксирующий живые концерты для виртуальной реальности. Обладатель Oculus Rift или любых других VR-очков может оказаться на сцене рядом с артистами.

«Думаю, технологии будут развиваться в сторону голографии и XR — виртуальной реальности, которую вы можете ощутить по-настоящему органами чувств. В будущем нам не понадобятся никакие устройства — каждая вещь будет дематериализована на 100%. Это великие и одновременно опасные перемены, как и любое технологическое развитие, — в зависимости от того, как его использовать.

CGI и музыкальная индустрия всегда развивались одновременно, постоянно обогащая друг друга. Для артистов это вызов — сотрудничать с самыми современными дизайнерами, чтобы оставаться на плаву в эпоху быстро обновляемых визуальных технологий. Спрос на компьютерную графику сильно вырос и будет увеличиваться. Будь то Travis Scott или менее известные музыканты, CGI создает для них новый слой реальности. Мы живем в захватывающее время».
Итоги всего
Обнаружим ли мы себя через несколько лет добровольно запертыми дома и погруженными в искусственный мир? Вряд ли. Даже самая продвинутая технология не заменит живого общения и эмоций от настоящего концерта. Виртуальные шоу останутся ярким опытом, новым этапом развития искусства и возможностью посмотреть на любимого артиста из любой точки мира, в условиях безденежья и ограничений здоровья. Цифровизация открыла для индустрии новые горизонты и пути для монетизации, с которой было тяжело еще до пандемии.

Ковид обнажил главную проблему современной музыкальной отрасли: артистам платят за выступления, но почти ничего не платят за альбомы. Прямо сейчас настраиваются новые процессы, которые позволят не зависеть от стримингов и продаж физических носителей — это межотраслевые партнерства. Также вероятно, что провайдеры пересмотрят процентные ставки артистов, когда экономика вернется за «допандемийные» показатели.

Внутренняя солидарность сообщества заставила взглянуть на отрасль серьезнее: букинг-агентства и лейблы рассматривают схемы оплаты труда, по которым специалисты будут всегда финансово защищены. Не удивительно, если в обозримом будущем появятся профсоюзы музыкальных работников, а государство будет оказывать перманентную поддержку.
Как относитесь к онлайн-концертам?
17-02-21
Автор: Даня Дедов
Фотографии: YouTube
И еще пять минут