ХОРОШИЙ ВОПРОС
Как связаны рейвы и IT? Лайвкодинг! Вот всё, что вам нужно о нем знать
Уже известно немало способов сделать захватывающее шоу. Можно предаться рок-н-ролльному драйву или устроить мультимедийный перформанс. Можно, как легендарный эмбиент-минималист Роберт Рич, уложить зрителей спать и предоставить всё остальное грезам, возникающим на грани бодрствования и сновидений. Еще можно продемонстрировать код, как это делают представители движения лайвкодеров.
I. В чем суть лайвкодинга?
На самом деле лайвкодинг — не только визуальная сторона шоу, но и вид композиции, называемый в более широком значении «генеративный». Генеративная музыка — музыка, создаваемая при помощи алгоритмов путем синтеза или манипуляции сэмплами под управлением человека или нейросети. В этом ее отличие от импровизации: даже тогда, когда в создании генеративной музыки участвует живой музыкант, между ним и слушателем оказывается сгенерированная компьютером последовательность нот, ритмов и фрагментов композиции.

На просторах интернета также часто встречается слово «алгорейв». Под ним подразумевают целый жанр — созданную при помощи лайвкодинга танцевальную электронику, которую можно исполнять не только на фестивалях современного искусства, но и в клубах.

Пионер лайвкодинга Реник Белл (Renick Bell) занялся организацией алгорейв-концертов в Восточной Азии в 2013 году, разработал свое программное обеспечение Conductive и даже успел заехать в Россию в рамках фестиваля TECHNE. Реник — программист и преподаватель в Токио. Занятия музыкой он начал еще в середине 90-х живя в Техасе, а к идее управлять алгоритмами и демонстрировать их он пришел глубже изучая программное обеспечение.

Так выглядит пионер лайвкодинга Реник Белл
II. Что в этом интересного?
Принципиальная новизна художественного языка. Технологии неизбежно тревожат и влекут многих. Как распространение кассетных магнитофонов дало толчок экспериментам со звуковыми коллажами, далеко не в последний раз поставившим под вопрос определение музыки, так и открытый исходный код сам по себе становится источником творческих идей.

Художественный потенциал машин вообще крайне занимает человека. Пока что нейросети реализуют себя главным образом в изобразительном искусстве, однако уже существует целое «Евровидение» для искусственного интеллекта и даже выбран первый победитель. Так что если робот всё-таки сочинит симфонию, слушатели определенно найдутся.

Цифровой медиум, будь то текст, картинка или музыка, всегда состоит из двух частей. Это оболочка, доступная человеку в виде изображения или звука, и программный код — его внутренняя и первичная составляющая. Возможность заглянуть в этот «черный ящик» — это фактически взгляд внутрь музыки. В отличие от нотной записи лайвкодинг позволяет показать это в реальном времени, не разрывая процесс создания композиции и его демонстрацию. Конечно же, препарированная до программного кода музыка утрачивает перед слушателем таинственность, демистифицируется. С другой стороны, слушатель становится очевидцем ее таинства.

III. Как лайвкодинг влияет на восприятие слушателя?
Демонстрация экрана во время живого выступления или стрима — это возможность показать работу музыканта, когда практически всё, что он делает — нажатие кнопок на лэптопе. Помимо наличия у кода собственной визуальной эстетики, он в каком-то смысле еще и заменяет привычные музыкальные инструменты с точки зрения зрелищности. Даже те, кто не умеет читать код, смогут проследить, что происходит со звучанием, когда появляется одна строка или меняется другая.

С открытием «черного ящика» возникает новый уровень открытости между музыкантом и аудиторией. Открытость вообще выступает как самая устойчивая идея алгорейв-коммьюнити. Доступ к исходному коду, изучение алгоритмов и игра с ними — это стремление понимать и, насколько это возможно, трансформировать нашу уже в значительной степени оцифрованную реальность.

Программный код — универсальный язык софта, на котором могут быть написаны и синтезатор в DAW, и алгоритм, выбирающий, что человек увидит с утра в новостной ленте, так что речь идет не просто о художественных аллегориях, а о привычных и повседневных вещах, принцип работы которых мы порой воспринимаем как должное.

IV. Зачем это всё?
Конечно, говорить о каких-либо манифестах и открытых политических посылах нельзя. Коммьюнити лайвкодеров неоднородно: в нём есть место как «левым», придерживающимся идеи максимальной прозрачности цифровой информационной среды, так и тем, кто воспринимает манипуляции алгоритмами в большей степени как исследование взаимодействия человека и машины.

Некоторые лайвкодеры причисляют себя к гик-культуре, и в таком понимании музицирование с коммуникацией посредством кода — очередная фишка, в полной мере понятная и доступная только своим, в отличие от разноцветных крутилок в FL Studio. Однако даже так оно может сослужить неплохую службу, демонстрируя программирование как занятия, где, помимо компонентов кода, есть место творчеству, музыке и, в конце концов, просто веселью.
09-03-21
Автор: Йохан Соннов
Фотография: Renick Bell
Вам это тоже понравится