БЫЛО И БУДЕТ
Мультижанровость и Казань: как прошел первый фестиваль AWAZ
Пока в Москве и Санкт-Петербурге затишье из-за новых ограничений, мы решили напомнить про казанский AWAZ, который прошел в мае. О том, чем запомнился самый первый фестиваль в серии, рассказали 1/17 его команды Маша Алангова, организатор Артем Акимов, музыкант Chronic Preview и резидент Get Busy DJ XNX
Как и почему я стала частью команды AWAZ
Привет, это я!
автор материала, силой случая стала 1/17 AWAZ
Меня зовут Маша. Этой зимой мы с подругой организовали творческое комьюнити MJ и провели несколько концептуальных вечеринок электронной музыки — в том числе «академию в листве» и мероприятие в Особняке Леман. Уже весной возник вопрос, как развиваться дальше, — у меня появились идеи для более крупных проектов, но знаний о том, как всё устроено, когда мероприятие проходит на несколько тысяч человек, не было.

К концу апреля наступило затишье. Казалось, продолжать смысла нет — идеи мероприятий и способности для их реализации были, но наличие немалого количества крутых сообществ, которые уже давно делают что-то стоящее, создавали впечатление, что у меня в этой нише ничего не получится. В тот же период друзья неспешно брали билеты на AWAZ. Я посмотрела лайнап и обнаружила среди музыкальных групп новой волны несколько диджеев, творчество которых мне близко, а также необычную во всех смыслах локацию, Казань, и решила, что пропускать такое нельзя.
Случайность или нет, но через несколько дней после этого я попробовала снова что-то предпринять, чтобы не забросить свое дело окончательно. Зашла на ИМИ и увидела телеграм Артёма Акимова (продюсер Mutabor, один из организаторов фестивалей Signal 2020 и Moscow Music WeekT&S). И написала ему.

Казалось, он вряд ли ответит. Мы не были знакомы, я не предлагала ему сделать совместный проект, а интересовалась исключительно тем, как можно начать продвигаться в сфере. В итоге, он не только дал мне дельные советы, но и пригласил поучаствовать в организации того самого AWAZ, чтобы я посмотрела, как изнутри строится работа во время организации масштабных фестивалей.

Пожалуй, мне еще не доводилось быть частью такой крутой команды: каждый искренне любит свое дело, а в самые напряженные моменты фестиваля все сохраняли дружелюбный настрой.

AWAZ мультижанровый и это важно
Представить на «Боли» шоукейс Esthetic Joys или диджея Chronic Preview сложно, на Moscow Music Week или PPF в Петербурге — уже можно. Опыт совмещения электронной музыки с альтернативными жанрами был не раз.

Однако новая локация, Казань, сделала AWAZ уникальным. После долгого отсутствия массовых мероприятий организовать фестиваль с более чем ста российскими и зарубежными артистами, театральным перформансом и образовательными лекциями — действительно грандиозно. AWAZ смог не только в мультижанровость, поддерживая молодых исполнителей, но провел всё это за пределами двух столиц.

Такой подход важен для всей российской электронной сцены, потому что, как правило, музыканты стремятся уехать из своих городов в Москву или Санкт-Петербург. Казанский AWAZ, наоборот, показал заинтересованность столичных промоутеров в том, чтобы содействовать развитию культуры в других городах России.

Среди них Казань выделяется прогрессивностью. Во-первых, местные коммьюнити уже не первый год сотрудничают с московскими и петербургскими музыкантами — на казанских площадках ранее успели выступить, например, Kirill Shapovalov, Ishome, Errortica, Hipushit. Во-вторых, красив сам город и его локации. AWAZ проходил сразу в нескольких пространствах: в Особняке Демидова, барах «Соль», «Нора», «Библиотека», арт-пространстве WERK, парке «Черное озеро» и на театральной площадке MOÑ.

Так это выглядело
Два дня я работала со стейдж-менеджерами в «Норе» и видела небывалый контраст. В первый день там выступали Отхода, Zafaq и Supruga, во второй состоялся шоукейс электронной музыки. Диджеи играли в клетке, как оказалось, стандартном элементе пространства, но подходил он идеально. Во дворе WERK шел спокойный шоукейс от Esthetic Joys, при этом внутри пространства выступали нойз-рокеры USSSY, что создавало атмосферу максимальной мультикультурности. Позднее с этническим сетом здесь выступил Chronic Preview — было непривычно, но круто от того, что все мы внезапно оказались не в Москве или Петербурге, а в казанском WERK.

Особенно запомнился момент, когда я шла с сета Dj XNX из парка «Черное Озеро» в «Нору». Солнце близилось к закату. Я завернула на узкую улочку, доносились звуки музыки, а навстречу мне шли бесконечно красивые люди, в которых было легко узнать гостей фестиваля.

Артём Акимов — генеральный продюсер AWAZ и продюсер Mutabor —
о концепции фестиваля и том, почему внезапно отменилась одна из ключевых локаций фестиваля — синагога
Артём, как пришла идея добавить на AWAZ шоукейсы, например, Esthetic Joys и выступление Chronic Preview? Их было довольно трудно представить в рамках одного фестиваля совместно, например, с USSSY.

— Эта идея появилась, когда у нас стояла задача собрать ночную программу. Мы позвали наших друзей — те музыкальные объединения, которые нам самим нравятся и которые были готовы подстроиться под наш «этнический фестиваль». Некоторые диджеи, например, Chronic Preview или «Эстетики» специально готовили этнические сеты, которые коррелировали с выступающими параллельно группами на фестивале. Это было пожеланием ко всем артистам: их выступления должны были отражать концепцию мультикультурности.

На Moscow Music Week тоже можно увидеть и шоукейс какого-нибудь Resonance, и одновременно группу USSSY. Поэтому, если говорить про смешение разных артистов, это был не уникальный фестиваль.

Были диджеи, которые принципиально отказались от такого формата?

— Не было диджеев, которые отказывались, были диджеи, с которыми мы не договорились по условиям — например, кто-то был уже забукирован на даты, когда должен был пройти AWAZ.
Согласен ли ты с тем, что для начинающих электронных музыкантов также нужны отдельные фестивали, где акцент будет именно на них?

— Моя мечта — появление фестиваля новой электронной музыки для совсем неизвестных электронных артистов, где у них будет возможность показать себя. Moscow Music Week — один из таких фестивалей, но на нем не только электронная музыка.
Доволен ли ты AWAZ? Что удалось воплотить, а что нет? Если не секрет, почему выступления артистов в синагоге не состоялись?

— Мы супер довольны. Честно говоря, вся команда и гости не ожидали такого масштаба, так что это был успех. Мы уже приступили к подготовке следующего AWAZ.

Выступления в синагоге не состоялись по разным причинам. Отчасти это связано с тем, что во время подготовки и проведения фестиваля была напряженная ситуация, связанная с военными действиями в Тель-Авиве. В синагоге перестали проводить массовые мероприятия, так как наблюдались различные антисемитские настроения. В один из дней у них даже был митинг, какие-то вульгарные люди заходили — в общем, они решили обезопасить себя от скопления людей, в том числе, из-за коронавируса, и в последний момент приняли такое решение. Тем не менее, мы очень надеемся, что в следующем году всё получится.
Есть планы на будущее, которыми ты можешь поделиться?

— Они масштабные: запустилась подготовка к фестивалю Outline, который пройдет в 2022 году. Он будет на абсолютно новой территории, которая никому не известна, и это очень интересный опыт. Также после того, как закончился AWAZ, наша команда сразу начала подготовку к Moscow Music Week. Но на данный момент ситуация с короновирусом максимально неопределенная, поэтому мы до сих пор не анонсировали даты фестиваля.
Что говорят музыканты?
Впечатления диджеев Chronic Preview и DJ XNX, резидента объединения Get Busy
Chronic Preview
на AWAZ случился инсайт
Awaz — супер! Я с большим удовольствием принял от Артема приглашение выступить. Мне близка ориентальная эстетика, и я чувствовал, что мне есть что рассказать своим сетом на фестивале. К сожалению, был в Казани всего один день из-за гастрольного графика, поэтому не получил полный экспириенс, хотя хотел послушать многих артистов. Одного из них я застал — Стиви Виспера. Он тоже супер. Благодаря ему я получил инсайт, который подарил мне нужное на тот момент вдохновение.
DJ XNX
считает AWAZ праздником
Не было варианта не ехать, когда братики с Get Busy позвали меня на этот праздник. Запомнилось мало чего, так как над разумом с самого открытия взяла вверх четырехдневная эйфория — это однозначно тот еще эмоциональный аттракцион. У нас было всё, что нужно для проведения этой межкультурной и слегка сюрреалистической музыкальной конференции, а Казань стала лучшим пристанищем для всех гостей и участников.
Вместо итогов
Создание фестиваля требует не столько таланта, сколько понимания дела, самоотдачи и способности одновременно погружаться во множество задач. Непринужденная атмосфера снаружи сохраняется только благодаря тому, что внутри происходит слаженная работа.

После участия в AWAZ, зная, сколько сил в подобные мероприятия вкладывают организаторы, я больше не смогу безмятежно на них веселиться, но вот восхищаться подобного рода фестивалями буду вдвойне.

Позитивная тенденция, связанная с тем, что AWAZ открыл фестивальное лето за пределами Москвы и Петербурга, радует: недавно под Выборгом прошла самобытная Ахола, 25 июня состоялся Signal Nizhny 80 в Нижнем Новгороде, а 19-22 августа пройдет Signal в Калужской области.

AWAZ показал, что двигать культуру дальше столичных городов вполне осуществимо. Россия большая, новых локаций у нас в достатке, так что будем надеяться, что это только начало чего-то масштабного.

12-07-21
Автор: Маша Алангова
Фотографии: @mitya_lyalin
Не про фестивали, но тоже хорошо