ВЕСЬ ЭТОТ ДЖАЗ
Бар «Эдди»: Что происходит с джазом в последнем сериале Дэмьена Шазелла
После двух максимально удачных проектов — фильмов «Одержимость» и оскароносного «Ла-Ла Ленда» — Дэмьен Шазелл берется за сериал, который продолжает музыкальную тему, но задается уже совсем другими вопросами. Если раньше он размышлял о выборе между амбициями и простыми человеческими отношениями, то теперь его интересуют более зрелые темы, среди которых проблема отцовства. «Бар "Эдди"» или «Водоворот» — вязкая драматичная история о взаимоотношениях внутри джаз-бэнда и вне его. Рассказываем, зачем смотреть этот сериал и какое место в нем занимает музыка.
О чем сериал
Главным героем истории стал известный в прошлом джазовый пианист Эллиот Удо, который не смог пережить смерть сына и уехал в Париж. Там, вместе с другом Фаридом, он открыл небольшой джаз-клуб The Eddy и начал писать для своего нового джаз-бэнда музыку. Дела шли плохо: посетителей было мало, денег ни на что не хватало, а группу не принимал ни один лейбл. Внутренние проблемы бара перетекают в проблемы взаимоотношений между героями, пока всё это не сливается в беспросветный поток неудач. Только музыка спасает всех героев от неминуемого морального кризиса и держит на плаву. Каждый вечер разношерстный коллектив собирается в невзрачном баре и играет, хотя бы на время забывая о проблемах.
Сила в единстве и гиперреализме

«Бар "Эдди"» не является детищем одного лишь Шазелла: здесь сразу несколько режиссеров и сценаристов. Объединившись, они создали из огромного количества идей и характеров целостную историю, где всё держится на музыкальной теме. Джаз-бэнд состоит из людей, которые совершенно по-разному смотрят на мир, выглядят и общаются. Это интернациональный коллектив: барабанщица из Хорватии, басист с Кубы, саксофонист с Гаити, пианист из Калифорнии, трубач из Парижа и певица из Польши. У каждого героя существует как бы свой мини-сериал — линия, которая одновременно ограждает его от общего повествования, но при этом всё равно ещё больше с ним связывает, потому что главным здесь остается музыка и небольшой, немного мрачноватый джаз-клуб.

Сюжет развивается очень медленно, иногда кажется, что сериал погряз в бытовых сценах и паузах, но на этом и был сделан акцент: кадры сняты максимально реалистично и правдиво. Камера может бесконечно долго наблюдать за героем, будто перед нами документальное кино или «искать» персонажей за счет едва заметных поворотов ручной камеры. Складывается ощущение, будто «Бар "Эдди"» снят во Франции в 60-е года.
«Проводя время с персонажем мы понимаем, что у него есть аутентичная эмоциональная мелодия, своя душевная настройка и инструмент, через который он борется с жизненными обстоятельствами.»
Судьбы героев тесно переплетаются между собой благодаря музыке и клубу — единственного места силы для всех. Каждый из них приносит сюда свой инструмент, свои эмоции, проблемы и мысли. Вместе они собираются в звучный оркестр, за каждой нотой которого — преодоление. Героев затягивает в один большой водоворот, все проблемы перемешиваются, появляются новые подробности и сюжетные арки, меняются музыкальные стили и сменяется фокус. Но Эллиот, как главный «движок», что пишет всю музыку и занимается баром, всегда остается в центре повествования вместе с этой самой музыкой. Она преследует его, а он преследует ее в ответ, пытаясь найти для группы лейбл, попутно разобраться со своими чувствами и дочерью, которая внезапно переехала к нему.
Часовые серии почти не включают в себя ярких сюжетных переворотов, сцены плавно перетекают из одной в другую, иной раз заставляя заскучать или отвлечься на телефон, но на помощь статичности, вязкости и драмы приходит музыка. Композитором сериала выступил Глен Баллард, известный по сотрудничеству с Майклом Джексоном, Аланис Мориссетт и «Aerosmith». Как только его музыка просачивается через колонки, а завороженные игрой музыканты появляются на экране, динамика нарастает. Приходит стойкое чувство, что весь ворох проблем, который заполонил жизни героев, буквально вырывается из них на сцене: здесь они сублимируют свои эмоции в музыку. По ходу повествования каждый персонаж обрастает таким количеством проблем, что кажется, уже невозможно придумать больше, они появляются ниоткуда, и будто совершенно случайно джаз звучит им под стать: группа постоянно импровизирует, создает хаотичный звук.
В одной из серий произносится ключевая фраза, адресованная одному из участником джаз-бэнда: «Когда ты не играешь, с тобой тяжело».
Музыка задает темп и приходит в главные моменты, чтобы поднять эмоциональный градус, вызволить зрителей и героев из этого бытового оцепенения, от тысячи проблем, которые преследуют их изо дня в день. Почти каждая серия заканчивается на взрывном музыкальном моменте, как бы говоря нам, что искусство находится выше любых трудностей и может укрыть от невзгод. Если, например, в другом сериале, плотно завязанном на музыкальной эстетике — «Меломанке» с Зои Кравиц — треки, разговоры об артистах, звуках, индустрии звучат непрерывно, и на этом строится вся атмосфера, то здесь музыка появляется, оставляет неизгладимый след, взвинчивает эмоциональный градус, и удаляется.
Зачем это смотреть

Сериал оставляет двоякие впечатления. С одной стороны, музыкальность, трагичность и многообразие характеров определенно цепляют и завораживают. С другой стороны, эмоционально «Бар "Эдди"» тяжелый и медленный. История не затягивает с первых секунд, местами продвигается очень банально и обыденно. Но есть ощущение, что он сознательно настаивает на своем несовершенстве, хочет цеплять не идеальными сюжетом и картинкой, а реализмом показанного. И действительно, получается так, что в каждой сцене чувствуется самая обычная жизнь со скукой, однообразием, бесконечными ссорами и конфликтами, недопониманиями и радостями, а не лихо закрученное и захватывающее полотно, которое намного увлекательнее смотреть, но и намного сложнее себя с ним ассоциировать.

Автор: Гриша Минаев
Фотографии: Netflix
Вам это тоже понравится