СЕЙЧАС ИЛИ НИКОГДА
Всё, что вам нужно знать о Bandcamp
Многомесячный локдаун, запрет массовых мероприятий и другие безрадостные последствия пандемии поставили вопрос выживания музыкальной индустрии и музыкантов как творческих единиц. Основным источником заработка для артистов были концерты и продажа мерча, а вот на стриминг независимым музыкантам надеяться не приходилось — слишком далеко за запятую после нуля ушли цифры, обозначающие стоимость прослушивания.
C чего начался Bandcamp
Луч надежды для независимых исполнителей и нишевых лейблов засиял в 2008 году, когда Итан Даймонд вместе с тремя программистами — Джо Холтом, Нилом Такером и Шоном Гренбергером — удобно устроились в одной из публичных библиотек Калифорнии и запустили Bandcamp. С самого начала они хотели развивать не очередной сайт с музыкой, а виртуальное арт-пространство для музыкантов — место, где последние могут создавать страницы с уникальным URL, управлять дизайном и каталогом релизов, добавлять описания и дополнительные материалы.

Bandcamp должен был помочь творческой реализации музыкантов, созданию имиджа и коммьюнити — и, главное, заработку. Ходовым форматом платформы стали цифровые релизы в lossy и lossless-формате (сжатие с потерями (MP3) и сжатие без потерь (FLAC, ALAC, APE) T&S), следом — физические копии и мерч. Позже появилась возможность стать подписчиком и делать регулярные пожертвования артистам, а в качестве бонуса получать свежие релизы и эксклюзивные материалы.

Сегодня офис Bandcamp уже не ютится в библиотеке, а сама платформа превратилась в мекку инди-артистов, крошечных лейблов и музыкальных гиков. Порой на огонек залетают и титаны музыкальный индустрии: например, крупный метал-лейбл Relapse Records разместил свой внушительный каталог и иногда балует слушателей бесплатными сборниками.
Ведите курсивом вправо или влево
Основные принципы
Bandcamp — территория свободы. Создать страницу артиста или лейбла и загружать музыку можно абсолютно бесплатно. Комиссия площадки в 15% вычитается из стоимости каждой покупки, какой-то процент «откусывают» платежные системы, но оставшаяся сумма направляется прямо на счет тому, чью музыку вы покупаете. Цены площадка никак не диктует, поэтому из этого вытекает следующий пункт.
Артисты регулируют цены
Музыканты не только назначают цену, но и выбирают: продавать альбом целиком или дать возможность покупать отдельные треки. Они также могут просто разместить релиз для ознакомления, предложить бесплатное скачивание, оставляя конечную цену на совесть и кошелек покупателя — «name your price». Сюда же идут различные скидки и промокоды, которые не только радуют слушателя с достатком поскромнее, но и служат одной хитрой цели. Дело в том, что введенный при покупке e-mail может быть добавлен в базу адресов для рассылок, что приносит, пусть и небольшой, но доход.
Теги
Еще одна несомненная заслуга Bandcamp — система кастомизируемых тегов. После того, как медиа констатировали смерть жанров, поиск определений для музыки остался за исполнителями. Тут сервис дает полную свободу описывать песни в любых существующих терминах или изобретать их самостоятельно. Воспитанному стриминг-сервисами слушателю такой подход покажется непривычным после четких категорий по типу «поп» или «рок», но он также подарит особенный опыт исследований и открытий. Что, например, скрывается под тегом «post-internet»? Что сегодня называют «acousmatic»? (термин в широком смысле объединяет музыку, скрытую от слушателя. Крупнейшим проектом в этом жанре является работа француза Франсуа Бейля «Акусмониум»T&S)
Bandcamp Daily
В 2016 году сервис обзавелся собственным музыкальным изданием Bandcamp Daily. Ежедневные продажи к тому моменту уже достигли цифры 25 тысяч релизов, но останавливаться было рано. Bandcamp Daily должен был знакомить своих читателей с миром нишевой музыки и локальных сцен, освещать интересные находки и дарить минуту славы малоизвестным героям. Неважно, идет речь о музыке турецкого эмигранта, играющего на сазе, или киберграйнд-проектах — всякая музыка может найти почитателя и покупателя.
Благотворительность
Когда многие страны объявили о локдауне и прекращении массовых мероприятий, Bandcamp пошел навстречу артистам. Сервис отвел каждую пятницу месяца специальному ивенту — Bandcamp Friday. Ровно на сутки комиссия в 15% отменяется, а официальные аккаунты призывают поддержать музыкантов покупкой. В первую такую пятницу более 800 тысяч людей закупились на $40 миллионов. Инфоповод получился настолько мощным, что проводить Bandcamp Friday решили до конца года и продолжают в 2021 году.
Конечно, этим функционал сервиса не исчерпывается. Пока что Bandcamp — новатор в мире музыкальной дистрибуции, ищущий пути обхода диктатуры крупных лейблов и СМИ, централизации и иерархии. Поддерживая культуру покупки альбомов, он возвращает музыку в контекст, из которого ее вырывают чарты и плейлисты стриминг-сервисов, а также помогает артистам сохранить в глазах своих слушателей творческую индивидуальность и человеческое лицо.
07-05-21
Автор: Йохан Соннов
Фотографии: Bandcamp
Не про Bandcamp, но тоже хорошо