материалы из прошлой жизни
Озвучить цветы и съездить в Калмыкию ради новых звуков? Кинокомпозитор Антон Силаев
уже сделал это до вас
Как стать композитором? Можно ли в кино обойтись без музыки? На эти вопросы в разговоре с T&S ответил Антон Силаев — его музыку вы могли слышать в кино Марины Разбежкиной, Эллы Манжеевой и других. Данный материал вышел под эгидой нашей рубрики «Материалы из прошлой жизни» — мы сделали их давно, но опубликовали только сейчас
С чего началась работа в киноиндустрии?
Однажды у нас с родителями остановилась знакомая, которая приехала из Германии — Анастасия Александрова. Тогда она работала музыкальным редактором на «Центральной студии документальных фильмов» (ЦСДФ). Родители дали ей послушать мою музыку, ей понравилось, и она принесла мои наброски режиссеру-документалисту Андрею Осипову. Андрей предложил мне сделать аранжировки для нескольких сцен его фильма «Охота на ангелов». Так случился мой первый опыт работы в кино.
На ЦСДФ мы познакомились с Мариной Разбежкиной. Между нами сразу возникла какая-то человеческая симпатия. Мне было 17 лет, были амбиции, желание работать. Марина разглядела во мне это, поверила в меня и предложила вместе сделать кино «Просто жизнь». Так я написал музыку к своему первому документальному фильму от начала до конца.

Когда Марина Александровна позвала меня в свой новый проект «Время жатвы», со мной уже работали многие документалисты с ЦСДФ, но это было первое игровое кино в моей фильмографии. Удивительно, параллельно с этим меня пригласили в еще один фильм.

Тогда я записывал концерты в клубе «Дом» — когда-то культовое место, где звучала новая интересная музыка. Какие-то записи издавали и транслировали в радиопрограмме «Домашняя музыка», редактором которой была Ксения Ламшина. Она познакомила меня со своим братом-звукорежиссером Филиппом Ламшиным, а он представил меня режиссеру Владимиру Котту, который тогда работал над сериалом «Охотник». Я очень люблю этническую музыку, фольклорные инструменты и народные мотивы — а в «Охотнике» современность и этника как раз музыкально смешиваются.
В чем специфика работы?
В документальных фильмах есть герой. Музыка создает его мир, подчеркивает эмоции, работает как параллельная линия фильма. Лично мне документалистика дается проще. Наверное, потому, что в игровом кино не всегда получается сразу найти правильное настроение, ведь это придуманный мир, в котором многое зависит от идей его создателей.

Иногда я работаю с мультипликацией — непросто, но безумно интересно. Недавно закончил полнометражный мультфильм «Кощей. Похититель невест». Это кропотливая работа, требующая плотного взаимодействия с изображением. Здесь всё — настроение, сюжет, музыкальная динамика — меняется за секунды. Вот Кощей сидит в замке, затем колобок гуляет по лесу, в следующую секунду уже лис пытается его съесть, тревога, опасность… Еще работа с мультипликацией это ответственность. Ведь это кино для детей, а с детьми нужно быть честным.
Каким бывает процесс?
Всё зависит от подхода режиссера. Как правило, мне дают отснятый материал на начальном этапе монтажа. Мы с монтажером работаем параллельно. Но, бывает, режиссеру хочется, чтобы в кадре был звук до съемок для атмосферы, понимания как снимать сцены. Или для музыкальных фильмов.

Вообще поиск звука к картине всегда разный. Иногда я сразу понимаю чего от меня хочет режиссер, подбираю нужные звуковые сочетания, угадываю с инструментами, мелодиями, фактурами. Но так бывает не всегда, иногда он занимает много времени. Режиссер объясняет, может показать фильмы, которые ему симпатичны и откликаются. Важно прислушаться к нему, но сделать что-то самобытное, нестандартное, ни на что не похожее. И часто направление, которое задает режиссер, получается интересным.

«Для меня важно, чтобы музыка была максимально живой. Если звучит скрипка, она должна быть настоящей, если синтезатор — лучше внешний, аналоговый, но не из компьютера»
Люблю сочетать разное: электронные и акустические инструменты, использовать вместе, например, тубу и контрабас — часто это приводит к ярким звуковым палитрам. Для меня важно, чтобы музыка была максимально живой. Если звучит скрипка, она должна быть настоящей, если синтезатор — лучше внешний, аналоговый, но не из компьютера. Даже в работе с малобюджетными проектами стараюсь записывать музыкантов вживую. Ведь исполнение очень сильно влияет на конечный результат.

Еще люблю использовать неочевидные инструменты. Всё-таки звук можно извлекать из любого, даже бытового, предмета: вентилятора, молотка, пружины, чемодана, кастрюли. Мне нравится искать баланс между экспериментом и стандартом, акустикой и электроникой. Например, я делал саундтрек к фильму «Чайки» Эллы Манжеевой, где атмосфера состоит из бытовых звуков, куда вплетены диджериду и калюки — фольклорные инструменты Калмыкии. Перед съемками мы с Эллой поехали в экспедицию, сняли музыкальную студию, позвали калмыцких музыкантов, которые что-то наигрывали. Многие фрагменты их игры вплетены в саундтрек.

Иногда люблю экспериментировать с модульными синтезаторами. Благодаря им можно управлять звуком воды, озвучивать цветы, играть на сушилке для белья, создавать собственные музыкальные инструменты из пружин или записывать музыку для велосипеда с камерным оркестром.
Так могут ли фильмы обойтись без музыки?
Я считаю, музыка в кино нужна, но есть фильмы, где она лишняя. Отсутствие музыки — тоже талантливое музыкальное решение. Есть фильмы, которые без музыки невозможно представить, они теряют смысл и перестают существовать. Например, гениальный фильм Джима Джармуша «Мертвец». По сути, на протяжении всей киноленты Нил Янг — композитор фильма — просто бренчит на гитаре, но насколько тонко это создает атмосферу происходящего!

А «Ирония судьбы» с музыкой Микаэла Таривердиева? Здесь же всё на музыке завязано. Таких примеров масса.

Смотреть и внимательно слушать
Антон Силаев сказал нам по секрету, что эти фильмы — пример классной работы со звуком в кино
«Танцующая в темноте»
•«Завтрак у Тиффани»
•«Мертвец»
•«Звуки шума»
09-08-22
Автор: Марго Спицына
Фотографии: Антон Силаев
Другие материалы